Ведущую роль в педагогической деятельности играет процесс общения. Посредством общения происходит обучение и воспитание детей. Через общение педагог информирует учащихся о предстоящих событиях, организует их деятельность, оценивает их поступки и успехи, помогает справиться с возникшими трудностями.
Антон Семенович Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. Чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский считал общение школой радости для учителя и детей. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся. Василий Александрович Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы.
Ребенок повседневно учится взаимодействию, культуре общения, умению реагировать на происходящее вокруг него. И в дошкольном возрасте на первом месте находится общение с родителями и другими родственниками. Но с началом школьного обучения общение с учителем можно смело назвать определяющим, так как с ним связано формирование интереса ребенка к учебной и общественной деятельности.
«Обратная связь», получаемая от школьников и их родителей, свидетельствует о том, что у детей школьные трудности вызваны не столько сложной программой обучения, сколько проблемами общения с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учебе часто кроются неуспехи в общении. Именно в процессе общения складывается система взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характе
Правильно выбранный педагогом стиль общения создает атмосферу эмоционального благополучия в классе, которая во многом определяет результативность образовательной деятельности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.
Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и учеников, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Можно выделить три функции педагогического общения:
I. "Открытие" ребенка на общение. Эта функция помогает создать комфортные условия для психологической раскрепощенности школьников на уроках и на внеклассных мероприятиях. Не опасаясь выглядеть смешными или вызвать недовольство учителя, дети активнее развиваются и смелее проявляют себя.
II. "Cоучастие" ребенку в педагогическом общении. В соответствии со школьным расписанием ученики посещают разные уроки, где включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Ребенок оказывается "втянут" в общение, некоторые формы которого несвойственны ему, что может поставить его в затруднительное положение. И только учитель может помочь ему стать полноправным и уверенным участником учебного процесса.
III. "Возвышение" ребенка в педагогическом общении. Эта функция подразумевает похвалу за успехи, даже небольшие. Безусловно, любой ребенок, получив от педагога ободряющие слова («Видишь, у тебя получилось!» «Сегодня ты написал лучше, чем на прошлой неделе!»), будет стремиться к еще лучшим результатам.
Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он проявляется в содержании требований учителя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности. Стиль учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Общение на основе совместной творческой деятельности. Такое общение нередко помогает школьникам определиться с выбором профессии уже в начальной школе. Творческая направленность деятельности, полученная ребенком в детском саду или начальной школе, проявляется позже в других видах деятельности, помогает добиваться хороших результатов в любой профессии.
2. Общение на основе дружеского расположения. Педагог выполняет роль старшего товарища и участника совместной учебной деятельности.
Но важно помнить про чувство меры – нельзя превращать такое общение в панибратские отношения с учащимися.
3. Общение-диалог предполагает сотрудничество педагога и ученика на основе взаимного уважения.
4. Общение-дистанция. Во взаимоотношениях учителя и учеников выстраивается дистанция во всех сферах (в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст). Дистанция ведет к формализации взаимодействия учителя и учащихся и не способствует созданию творческой атмосферы. Это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в системе отношений ученика и педагога. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
5. Общение-устрашение – это негативная, антигуманная форма общения. Основой его является страх детей перед наказанием. Авторитарные педагоги, использующие этот стиль, часто поощряют ябедничество и доносы друг на друга.
6. Общение-заигрывание, используют преподаватели, стремящиеся к популярности. Такое общение обеспечивает ложный, дешевый авторитет. Этот стиль общения Антон Семенович Макаренко назвал «погоня за любовью».
Правила эффективного общения с ребенком:
- Слушая ребенка, нужно дать ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием. О котором он рассказывает. Надо выслушать его, а потом повторить то, что услышали. Для чего? Для того, чтобы ребенок понял, что вы его слушаете; услышав себя как бы со стороны, он лучше осознает свои чувства, а также убеждается, что вы его правильно поняли.
- Следите за мимикой, жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
- Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
- Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
- Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
- Искренне оценивайте достоинства ребенка и не скупитесь на похвалу.
- Прежде. Чем критиковать ребенка, признайтесь в своих ошибках.
- Никогда не говорите с ребенком приказным тоном. Предоставьте ему возможность самому выполнить работу, понять важность порученного дела.
|